?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Борис Алешин подставил президента

В последнее время руководитель Роспрома Борис Алешин стал очень активно выступать в СМИ. Хотелось бы думать, что столь высокая пиар-активность свидетельствует о хороших результатах работы, о том, что есть в чем «отчитаться» перед общественностью. Увы, в данном случае фонтан словесный скорее говорит о сложном положении самого Алешина.


Главная тема выступлений и публикаций руководителя Роспрома – радужные перспективы развития авиастроительной отрасли. Он очень гордится разработанной Стратегией развития авиапрома до 2015г. Даже одно из интервью озаглавил: «Других писателей стратегии у нас нет». Вот то-то и плохо, что нет. И не «писателей» (таковых при любом сановнике всегда в избытке), а специалистов. А те, которые есть - либо недостаточно квалифицированы, либо исполняют заказ. Как результат, Стратегия изобилует недоработками, важными упущениями, критична по большинству своих основных постулатов. Об этом говорилось и на парламентских слушаниях в октябре прошлого года, в многочисленных публикациях специалистов в различных весьма уважаемых изданиях.

Парадокс, но с наличием недостатков в Стратегии согласен и заместитель Министра промышленности и энергетики Андрей Реус, и даже заместитель самого Алешина - Андрей Дутов. Осенью прошлого года в Правительстве и Госдуме разгорелась бурная дискуссия по поводу судьбы авиапрома. В ответ на один из запросов премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором были высказаны серьезные претензии по поводу подготовленной Роспромом «Стратегии», упомянутые чиновники пишут: «Указанные замечания носят, в основном, конструктивный характер и заслуживают поддержки». Там же: «Относительно конкретных проблем по стратегии развития авиационной промышленности до 2015г., в частности, в отношении: отсутствия принципов, на которых государство собирается привлекать иностранных инвесторов; учета интересов миноритарных акционеров ОАК; о производственных и профессиональных ресурсах, регионального среза результатов реализации стратегии; о сбытовой программе; о сроках поэтапности (так в письме Роспрома!) реализации стратеги и др. будут учтены при разработке стратегического плана ОАК в рамках подготовки документов по реализации Указа Президента РФ о создании ОАК».

То есть, еще очень много не учтено в Стратегии, но это будет доработано потом в процессе создания ОАК. Главное ввязаться в бой, а там – посмотрим! При таком подходе недолго и «ребенка выплеснуть вместе с водой». А предвидение именно такого печального финала у независимых экспертов уже есть. Об этом немало сказано во многих средствах массовой информации и отраслевых изданиях.

Неясность взаимоотношений государства с частным бизнесом ставит под очень большие сомнения реальность привлечения за 10 лет порядка 16 млрд. долл. внебюджетных средств, предусмотренных Роспромом на реализацию Стратегии. Если у государства в ОАК с самого начала будет 75%+1 акция, как об этом торжественно объявил Алешин, а далее государство не отступит ниже 51%, то зачем инвесторам вносить деньги туда, где они не могут реально ими управлять, влиять на их расходование? А только госсредств ОАК не хватит, в этом никто не сомневается. Ведь, помимо авиапрома, Б.С.Алешин хочет потратить 5 млрд.долл. бюджетных средств на возрождение автопрома. Недалек по аппетитам на госбюджетные инвестиции Роскосмос. Нет сомнений, что, почуяв «запах» денег, вскоре другие оборонные отрасли, руководимые Роспромом, подтянутся со своими грандиозными и капиталоемкими программами. Уже прошла информация на сайте Роспрома, что по аналогии с авиапромом будут интегрировать и возрождать судостроение, куда нужны не меньшие госвливания.

Другой аспект реформаторской деятельности Роспрома. Год назад, когда концепция ОАК еще только создавалась, было принято решение лизинговые компании в нее не включать. Лизинг – это финансовый, а не производственный механизм. Теперь в Указе Президента РФ предусмотрено внесение госпакетов лизинговых компаний ИФК и ФЛК в капитал ОАК, чтобы достичь вожделенных 75% акций в госсобственности.

Возникает вопрос: как потом будут наращивать капиталы этих компаний? Об этом кто-нибудь из «писателей» Алешина подумал? Государство предусматривает на 2006-2008гг. направление по 6 млрд.руб. ежегодно на наращивание капиталов ИФК и ФЛК. Получается, опять потребуется принятие многочисленных решений по новому вхождению государства в капитал присоединенных к ОАК лизинговых компаний? При этом неясно, чем ОАК ответит государству, что внесет в капитал лизинговых компаний? Сегодня чиновники сильно рассчитывают на частные инвестиции, особенно в «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). Только в этом году – порядка 140-150 млн.долл. Зачем частному бизнесу это делать, если потом все будет «подмято» чиновниками под ОАК? Очевидно, что по стратегии Алешина развития авиализинга не получится.

Он, видимо, это уже понял и озвучил перспективу для авиализинговых компаний. Останется одна – государственная «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК), в которой после прошедшей допэмиссии доля государства достигла 85%. Практически ФЛК превратилась в канал Роспрома для госбюджетного субсидирования отдельных авиазаводов. Такая схема весьма удобна для использования ФЛК в качестве дополнительного канала госфинансирования программ, которые в Роспроме почему-то считают приоритетными. Например, постройки опытных самолетов RRJ. По каналу государственного финансирования НИОКР через Роспром на проект RRJ запланировано порядка 300 млн.долл., которых явно не хватает для реализации проекта. А на поддержку авиационного лизинга ФЛК уже получила более 110 млн.долл. государственных денег и в этом году может получить еще более 200 млн.долл. Это же просто настоящий Клондайк для наших чиновников, хорошо научившихся конвертировать финансовые потоки из бюджета в недвижимость на Лазурном берегу Франции!

Вот только мешает другая лизинговая компания – «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), в которой присутствуют частные акционеры, которые отстаивают свои коммерческие интересы и не дают Роспрому рулить компанией так, как ему хочется. Что делать? Ответ дан Алешиным – ИФК после присоединения к ОАК перепрофилировать в маркетинговую компанию и «вся недолга». При этом руководитель Роспрома легким движением перечеркнул все сделанные ранее наработки ИФК в сфере авиационного лизинга, согласованный в Правительстве и одобренный М.Е.Фрадковым на совещании в Воронеже в июне 2004г. «Стартовый заказ» на более чем 100 новых отечественных самолетов, из которых боле 70 должна была заказать ИФК и т.д. Причем данное решение госслужащий высокого ранга принял единолично, даже не посоветовавшись с прочими акционерами ИФК, которых ранее государство в лице Минэкономразвития заманило в партнеры. А его подчиненные, чтобы оправдать то ли благоглупость, то ли плохо завуалированный интерес своего шефа, вынуждены откровенно врать. Причем объектом вранья становятся решения Президента. 3 марта в интервью РБК начальник управления авиапромышленности Роспрома Евгений Горбунов, чтобы оправдать стремление Алешина задушить ИФК, заявил, буквально следующее: «В подписанном указе президента о создании ОАК присутствует только одна лизинговая компания». Ему, конечно, все – Божья роса, но ведь любой желающий может зайти на президентский сайт и убедиться в том, что в перечне предприятий ОАК есть обе компании. Хотя, быть может, за время карьеры господин Горбунов разучился читать?

Здесь нельзя не остановиться на теме государственно-частного партнерства (ГЧП) в авиапроме. Пример с расследованием Генпрокуратуры, связанным с этим арестом акций ИФК и пассивным отношением ко всему этому со стороны Роспрома и Правительства в целом не дает никаких радужных перспектив данному партнерству. ГЧП в авиапроме не приживется, пока не сменится менталитет чиновников, а от заклинаний типа «халва, халва» (или «партнерство, партнерство»!) во рту слаще не становится.

Умиляет самодовольное заявление Алешина, что разработанная Стратегия – шедевр: «Ведь до нас никто не брался за создание подобного документа». Может быть, в Роспроме за подобные документы не брались? А в других министерствах очень даже брались и, что важнее, делали хорошие документы. Например, в Минтрансе России разработали, апробировали и утвердили «Транспортную стратегию России до 2020г.».

Отсюда проистекает и плохое понимание последовательности действий. Руководитель Роспрома рассуждает, что такое стратегия, а потом говорит, что «на основе утвержденной стратегии Минпромэнерго должен разработать тактический документ: концепцию развития в соответствии с утвержденной стратегией». Здесь «телега поставлена впереди лошади». Ведь сначала надо было сделать концепцию, а потом на ее основе стратегию. Затем стратегию конкретизировать в планах (долгосрочных, среднесрочных, годовых) – именно их требовал от Минпромэнерго и Роспрома Фрадков на приснопамятном заседании Правительства в сентябре 2005г. Но он их не дождется, если после стратегии Роспром займется концепцией, а потом, видимо, новой стратегией. Для роспромовских «писателей» еще долго будет работа.

Еще одной важной темой, которую постоянно поднимает Б.С.Алешин, является типоразмерный ряд российских самолетов. Здесь руководитель Роспрома, который говорит без лишней скромности: «я как специалист…», допускает почти полную капитуляцию отечественного авиапрома перед иностранцами. Он готов за подачку от Боинга и Эрбаса в виде заказов на металл, на изготовление простых деталей отдать самые престижные и перспективные ниши средне- и дальнемагистральных самолетов. Только одну нишу он отстаивает с упорством обреченного – региональные самолеты, хотя сам соглашается, что их доля - всего 5% от мирового рынка гражданских самолетов.

В интервью руководителя Роспрома заметен дрейф от поддержки только проекта RRJ к признанию права на существование других проектов, в т.ч. Ан-148. Но и здесь он - «как специалист» - допускает противоположные высказывания. Так в одном интервью он говорит: «Ан-148 тоже прекрасный самолет, только я не уверен, что он будет продаваться». В другом интервью, с разносом менее недели: «Самолет Ан-148 – есть, и наверное, будет продаваться». Так будет Ан-148, по мнению «специалиста», продаваться или нет?

И почему «специалист» допускает такие неграмотные высказывания, что «рентабельным становится производство машин такого класса, когда их выпускается не менее 100 штук в год»? По расчетам воронежского завода ВАСО, который готов начать серийное производство, Ан-148 становится рентабельным при темпе 25-30 машин в год.

Удивляет заявление Б.С.Алешина, что для запуска Ан-148 в производство необходимо решить вопрос с «наличием твердых заказов». Складывается впечатление, что руководитель Роспрома не знает о наличии таких заказов у ИФК, в которой он является председателем Совета директоров. Или знает, но в интервью лукавит, чтобы не проговориться, что таких заказов на конкурента АН-148 - RRJ - нет и, с точки зрения рынка, вряд ли появятся. Так, например, при полной неопределенности со сроками, источниками внебюджетного финансирования RRJ и двигателя к нему, высоком уровне цен – называют уже до 25-30 млн.долл. за самолет – частные акционеры «Аэрофлота» скорее всего будут вынуждены голосовать против данного сильно политизированного контракта до появления опытных образцов самолета и разъяснения ситуации с его технико-экономическими и ценовыми характеристиками.

Важный вопрос: позволит ли Роспром реализовать проект производства Ан-148 на воронежском авиазаводе ВАСО? Это не просто производственный вопрос, но и вопрос порядочности руководителя Роспрома, который 5 октября прошлого года подписал в Воронеже протокол, в котором есть такой пункт: «С целью обеспечения стабильной производственной деятельности и развития ОАО ВАСО считать необходимым…поддержать сделки по лизингу самолетов Ан-148 между ИФК и авиакомпаниями «КрасЭйр» и «Пулково». Тем самым Роспром дал согласие на запуск программы Ан-148 на ВАСО. Правда, утверждение сделки по лизингу Ан-148 «КрасЭйр» сорвано Росимуществом, и нигде не было сообщено, что Роспром оказывал какую-либо поддержку этой сделке.

Отказ Роспрома от взятых обязательств означает для ВАСО финансовый крах, т.к. без программы Ан-148 ежегодные убытки завода на ближайшие четыре года составят более 25 млн.долл. при уже накопленных долгах более 70 млн.долл. Вот какой может быть цена принятия безответственных решений. И никакой перенос серийного производства RRJ на ВАСО с 2009г. не спасает завод от банкротства.

Серьезные сомнения в профессионализме и – более того – в патриотизме руководителя Роспрома закрадываются, когда читаешь его высказывания о необходимости разместить в России «отверточное» производство самолетов «Эмбраер». Руководитель Роспрома делает вид, что не знает о наличии в России аналогичных моделей самолетов: Ан-140 и Ту-324. Последний, хоть и включен в Федеральную целевую программу поддержки авиапрома, создается за средства Республики Татарстан. Этому проекту достаточно немного помочь из госбюджета, и в Казани можно наладить производство отечественных самолетов на замену Як-40. Почему же руководителю Роспрома столь мил «Эмбраер» и не нравится российский Ту-324? Может, командировки в Татарстан менее интересны, чем в Бразилию?

Вероятно, по той же причине Роспром активно поддерживает политику ослабления таможенных барьеров для Боинга и Эрбаса в обмен на кооперированное производство простейших компонентов для их самолетов. При этом иностранные фирмы не скрывают, что в Россию размещают те заказы, которые уже переполнили их собственные заводы, чтобы не вкладываться на расширение мощностей. Это продиктовано ситуацией на рынке, где сегодня у Эрбаса, например, много заказов. Но в силу цикличности рыночных процессов неизбежно наступит некоторый спад. Угадайте, от чьих поставок комплектующих откажутся в первую очередь финальные заводы Эрбаса: от европейских или российских? Трудно поверить, что «специалисты» Роспрома и их руководитель этого не понимают.

В целом, действительно, многое в словах и действиях руководителя российского авиапрома неправильно, не профессионально, идет во вред отрасли. Поневоле закрадывается вопрос: может, пора сменить руководство отрасли? По-видимому, предвидя такие вопросы и воспользовавшись настроем Председателя Правительства РФ, сказавшего: «Меняйте людей, меняйте картинку», - была проведена «чистка» руководства Роспрома. «Ушли» начальника управления авиапрома Вячеслава Рыбакова, а также наиболее грамотного и разбирающегося в отрасли заместителя руководителя Роспрома – Игоря Гаривадского. Еще раньше поменяли более 80 руководителей промышленных ФГУПов.

Людей поменяли – картинка (грустная!) осталась. Такая кадровая политика руководителя Роспрома, направленная на самосохранение, не может принести и не приносит заметных положительных результатов, скорее наоборот. К сожалению, несмотря на то, что «рыба гниет с головы», в нашей стране ее продолжают «чистить с хвоста». Как тут не вспомнить Германа Грефа, сказавший на упомянутом заседании Правительства, что «отрасль больна государством» и «неэффективное государство не может создать эффективный авиапром».

А может прав человек, более пяти лет назад сделавший возрождение России как авиастроительной державы своим личным проектом, когда на одном из недавних совещаний спросил у собравшихся: «А может вы и впрямь засланные агенты, чтобы уничтожить российский авиапром?». «Это только следствие покажет», - весело возразил ему профильный министр. Думаю, прав Президент, когда говорит: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».

Как говорится, очень актуальная цитата.

http://www.vslux.ru/
http://flb.ru/info/36721.html

22.03.2006

Алешин

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.