?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

ШАРИКИ ДЛЯ ПИНГ-ПОНГА

Почему любые таможенные реформы обречены на провал




Задав компьютеру задачу найти в Интернете информацию по ключевым словам «социологический опрос» и «таможня», я не обнаружил ничего, что касалось бы российской таможни. Единственное сообщение, которое хоть в какой-то степени удовлетворяло мой интерес, было о том, что наиболее коррумпированными службами в России считаются милиция и таможня. Собственно, то, что известно детям дошкольного возраста.

В отличие от крайне скудных сведений об отечественной таможне, в Интернете оказалось много информации о проблемах таможни украинской. Я узнал, например, что уровень коррупции здесь достигает 68 процентов. Что наиболее проблемная с этой точки зрения Львовская таможня. Что с приходом к власти Виктора Ющенко, в Украине началась серьезная борьба с взятками на границе. После соответствующего указа президента все 50 руководителей региональных таможен подали в отставку. За короткое время из таможенных органов Украины было выдворено около 500 служащих. Но, по мнению нового руководства Украины, это слишком мало, чтобы оздоровить практически разложившуюся службу.

Я полагал, что, возможно, найду что-то интересное на каком-нибудь официальном сайте таможни. И нашел. На сайте таможенного управления по Карагандинской области, я обнаружил забавные анекдоты о самих себе. Например, такой:


Социологический опрос таможенников СНГ: «Сколько времени вам требуется для покупки БМВ?»
Украинский таможенник: «Три месяца, не меньше».
Белорусский: «Пожалуй, месяцев пять».
Российский после минутного раздумья: «Не менее пяти лет».
«Как?!», - удивились социологи.
«Да уж очень фирма крупная».



Анекдот есть анекдот, но в нем весьма точно отражается реальная степень коррумпированности трех братских таможен. Российская, как это повелось издавна, лидирует среди коллег-славян.

Обращусь к фактам – известным и малоизвестным.

В 1995 году мне довелось заниматься одной скандальной историей. Из Китая в Россию ИЛ-76 доставляли тамошний ширпотреб. Самолеты приземлялись на подмосковном аэродроме в Чкаловске. Под видом дешевых товаров они доставляли товар акцизный – кожаные куртки и шубы из натурального меха. В результате не очень удачной операции, проведенной сотрудниками милиции, поставщикам товара все же пришлось отказаться от военного аэродрома и воспользоваться запасным в Самаре. Но и там таможенники их достали. Они задержали три рейса, доставившие из Китая 110 тонн акцизного товара. За нарушение таможенных правил фирму, в чей адрес прибыл груз, оштрафовали на 883 тысячи долларов.

Что тут началось! Кого только не подключали к «благоприятному решению проблемы». Вплоть до членов правительства. Атака была столь мощной, что судьба таможенников, которые попытались воспрепятствовать поставкам товара без уплаты пошлины, повисла на волоске. Посыпались подметные письма в самые высокие инстанции, начались проверки, в отношении офицеров едва не возбудили уголовное дело. Вначале их пытались подкупить, затем стали угрожать.
Возглавлял фирму, в чей адрес поступил товар, бывший министр гражданской авиации. Думаю, излишне напоминать, какими связями обладает человек, занимавший такую должность. К тому же, с поставками товара были связаны и некоторые сотрудники российского посольства в Китае, их дети. Поэтому, когда публикация появилась в «Известиях», в посольстве все замерли в ожидании репрессий. И напрасно. Уже тогда институты государственной власти умели не замечать того, чего замечать не следовало, и совместно с бизнесменами вырабатывали механизм преодоления таможенных преград.

Любопытно, что в борьбу за возвращение арестованного груза включились, с одной стороны, люди из Белого дома, а, с другой, преступные группировки. У всех у них был интерес к тюкам с одеждой.

Сегодня обман таможни на какие-то жалкие несколько сот тысяч долларов представляется безобидной пробой пера розового периода рыночной экономики России. Например, двести тонн контрабанды – вот новый размах союза бизнеса и государства. СМИ, приводившие эту цифру, утверждают, что 200 тонн – это всего лишь данные по 39 партиям мебели, поступившей из Италии. А всего таких партий было около 400. А ведь еще мебель поступает из Германии. Каков масштаб?

Такими впечатляющими партиями еще недавно таскали контрабанду через государственную границу владельцы знаменитых магазинов «Три кита» и «Гранд». (Говорю об этом в прошлом времени, хотя нет уверенности в том, что контрабанда еще в больших масштабах не происходит и сегодня).
О том, как развивались события вокруг мебельных магазинов, написано много. Но к истории с ними и журналисты, и аналитики будут возвращаться еще не раз, ибо она – яркая иллюстрация того, что собой представляет держава российская начала 21 века.

Утверждают, что почти треть всего российского бюджета формируется за счет таможенных поступлений. Но примерно 20 млрд. долларов составляют ежегодный оборот теневого таможенного рынка. Эта сумма сопоставима с ежегодными расходами государства на оборону. Поэтому глава государства не может не быть обеспокоенным тем, что мимо державной казны утекают баснословные суммы. Разумеется, он хотел бы, чтобы таможня работала честно, не подрывая ни экономику страны, ни авторитет государства. Во всяком случае, президент должен думать именно так. Но развитие событий вокруг контрабандной мебели со всей очевидностью продемонстрировало истинное место и истинную роль главных государственных институтов власти в борьбе за торжество закона.

Известно, что за контрабандой мебели стояли не криминальные авторитеты, не лидеры организованных преступных сообществ, а высокопоставленные сотрудники ФСБ, МВД, Государственного таможенного комитета. Лидеру государства достаточно было проявить к делу такой же интерес, как, скажем, к делу олигарха Ходорковского, чтобы империя контрабандистов рассыпалась. МВД, ФСБ и Генпрокуратура, навалившись гуртом на преступников, перекрыли бы каналы поставок контрабандной мебели, а финансовый поток повернули бы в государственную казну.

Понимаю, что реальная борьба с высокопоставленными контрабандистами и коррумпированными чиновниками гораздо сложнее, чем это может выглядеть на бумаге, но она не невозможна. Она продемонстрировала бы и стране, и мировому сообществу политическую волю президента, его команды бороться с преступностью на самых верхних этажах власти, подняла бы его авторитет, приструнила бы зарвавшихся чиновников и вдохнула бы утраченную веру россиян в руководство страны. Создало бы прецедент, вывело бы Россию на путь строительства действительно правового государства.

А что получилось? Генеральная прокуратура прекратила уголовное дело и отдала под суд следователя, который это дело вел. Цинично, без оглядки на закон и общественное мнение. В суде, где судили следователя, сотрудники милиции рассказали о том, что из прослушанных телефонных разговоров, которые вели между собой фигуранты дела, выяснилась подоплека действий Генпрокуратуры - сюда ушла взятка в 2 млн. долларов.

Круги от этой истории пошли еще дальше, продемонстрировав не только коррумпированность Генпрокуратуры, но и судебной системы. Судью, которая всего лишь попыталась объективно рассмотреть дело следователя, изгнали из суда.

Дело о контрабанде мебели продемонстрировало мощь и сплоченность хорошо организованного, наделенного широкими державными полномочиями, отлично защищенного государственного преступного сообщества, которое во сто крат опаснее традиционных криминальных группировок.

Президент никак не отреагировал на произвол. Словно так и должно быть. Почему? Или ему не хватает мужества вступить в схватку с коррупционерами, или он с пониманием относится к финансовым интересам своего чиновничества. Во всяком случае, после истории с мебельной контрабандой позиции госчиновников укрепились, законность окончательно потеряла равновесие, а президент дал понять, что его можно рассматривать исключительно как искусного риторика.
Уже после скандала с мебелью для магазинов «Гранд» и «Три кита» страну всколыхнул новый скандал. Оказалось, что 90 процентов рынка мобильных телефонов, ввозимых в Россию, - контрабанда. Их ввозят под видом шариков для пинг-понга и канализационных люков.

В этом нет ничего нового. Лет пять назад в СМИ прошла информация о том, что по данным Госкомстата в стране ежегодно продавалось более 2 млн. телевизоров иностранного производства, а Государственный таможенный комитет растаможил всего… 12 тысяч импортных телевизоров.

Как видим, в таможенном ведомстве ничего не меняется, кроме его руководителей. И если в истории с поставками ширпотреба из Китая главными героями были мужественные и честные таможенники, то сегодня, спустя десять лет, таких в недрах системы почти не осталось.

Недавно премьер-министр Михаил Фрадков на заседании правительства заявил, что в России будет создана единая структура, отвечающая за содержание пунктов пропуска на границе. А то здесь полная неразбериха. Сегодня в этих пунктах представлено около десяти органов власти, которые подчас не имеют нормальной связи между собой, что создает лазейки для криминала. Премьер напомнил, что «президент России на последнем совещании с членами правительства обратил внимание на необходимость скорейшего решения этого вопроса».

Не сомневаюсь, что «система таможенного администрирования и таможенного регулирования», как обещает премьер-министр, в очередной раз будет успешно усовершенствована. Как не сомневаюсь и в том, что она никак не повлияет на уровень контрабанды, ввозимой в страну.


http://flb.ru/info/0.html
Игорь КОРОЛЬКОВ, специально для журнала «Страна и власть»
20.07.2006


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.